Годзилла против Мотры и против Батры Изначально Кадзуки Омори вообще собирался снимать сольное кино о Мотре, мотивы и многочисленные следы этой первой версии находят отголоски в самых разных мелочах фильма. Он и получился скорее больше о Мотре, чем о Годзилле. Но студия Тохо была нацелена на международный прокат и считала, что Мотра, как кайдзю, не популярна за пределами Японии. Хотя в итоге и позволила снять целую трилогию «Возрождение Мотры» в конце девяностых, но это уже совсем другая история.
Мастер по спецэффектам, выдающийся Коичи Кавакита собственноручно переписал драфт в историю «Godzilla vs. Gigamoth», где Мотра сражалась со своим тёмным доппельгангером. Большинство общих идей этого сценария попали в «Годзиллу против Разрушителя», ну а для данной картины Гигамота переименовали в Батру.
По сюжету корпорация, владеющая правами на остров Инфант после падения метеорита и ряда катаклизмов желает раздобыть один редкий и необычный камень, для чего нанимает экспедицию из трёх человек — своего секретаря, для руководства операцией, охотника за сокровищамии его бывшую жену. Необычный камень на острове оказывается яйцом Мотры, катаклизмы пробуждают чудовище Баттру, ну а упавший метеорит поднимает спящего Годзиллу.
Три исполинских чудовища сначала по очереди будут штурмовать города Японии, после чего встретятся в зрелищной финальной схватке после ряда метаморфоз. Подобно своему предшественнику, «Годзилле против Кинга Гидоры», данный фильм раскланивается в оммажах ранним картинам Тохо, регулярно цитируя их в самых разных элементах.
Здесь и злодей-магнат, желающий разбогатеть на маленьких феечках, и экспедиция на остров, проснувшийся подводный вулкан, объединение чудовищ и даже схватка в парке аттракционов. Всё до боли знакомое, но при этом удачно обновлённое и поданное в новых красках. Будет и шествие Годзиллы мимо вышек электростанций, и кусание за хвост, а заодно даже мощный оммаж «Индиане Джонсу» в прологе картины.
Обновилась и музыка. Великий композитор Акира Ифукубе переписал для фильма и свои мелодии о Годзилле и других кайдзю, и переделал все три главные песни Мотры под более современное и качественное звучание.
Такао Окавара, как режиссёр, по величию своих произведений Хейсея сравним с лучшими работами Иширо Хонды в Шова-эре. Более того, Хонда и планировал снимать этот фильм, однако умер в 1992, несколько раз успев посетить съёмки. Окавара настолько бережно отнёсся к наследию Тохо, что снял этот фильм так, как это сделал бы Хонда, со всеми его излюбленными элементами и ракурсами.
Годзиллу нам показывают ещё в начальных титрах, когда он пробуждается под водой. Атомный ящер на этот раз свиреп, зол и жесток, как никогда прежде. Новый костюм просто потрясающий! Самые живые глаза из всех, шикарный дизайн морды, движения пасти, мимика, манипуляции лапами — весь внешний вид Короля Монстров здесь эталонный и лучший за всю его историю!
Фильм сам по себе настоящий шедевр Хейсей-эры, произведение искусства в котором есть абсолютно всё, что нужно, и каждая его деталь совершенна и безупречна, начиная от грандиозно прописанных персонажей и заканчивая уже выше упомянутой свежей и обновлённой музыкой.
Спецэффекты тоже на высоте. Ещё в Шова-эре лучшими монстрами всегда оказывались членистоногие — раки, пауки, всякие насекомые, и чудовищная Баттра впитала лучшее, что только могло быть в подобном образе. Новый монстр великолепен в обеих своих формах, как в виде гусеницы с хитиновым покрытием, так и в виде жуткой бабочки, больше похожей на какого-то паука с крыльями.
И если личинка Мотры всё ещё просто гусаничка-червячок с оплетающей паутинкой и острыми кусачими зубками, то Баттру даже в первом облике наделили не малым количеством способностей в духе луча из рога и сиреневых молний из глаз.
Начавшись, как фильм-приключение, картина быстро вспоминает истоки жанра, когда фильмы о кайдзю были представителями фильмов ужасов. Картину целиком, конечно, не отнесёшь напрямую к хоррору — уж очень мультижанровой она вышла, впитав в себя все самые лучшие элементы кайдзю-фильмов ранних лет, однако в сценах разрушений ощущается та помпезность, безысходность и ужас, с которым преподносились чудовища в самых серьёзных жанровых образцах.
Здесь невероятное обилие ярких и запоминающихся моментов. Начиная от ступенек и уходящего пола в прологе, продолжая укушенным хвостом, проплытием личинки Мотры сквозь линкор, вылупление Мотры-бабочки, эпизод с колесом обозрения и многое-многое другое. Не каждый жанровый фильм оставляет в душе, сердце и памяти настолько неизгладимый и приятный след, как этот великий шедевр!
Обновлённая Мотра внешне, к слову, не изменилась, хотя форма гусеницы с голубыми глазками тут, пожалуй, сделана наиболее очаровательно за все свои кино-появления. Дуэт фей на этот раз умеет летать, зовётся Космос, и ко всему прочему сыгран не близнецами.
Впервые в фильмах про Годзиллу в качестве ребёнка главных героев появляется не очередной фанатичный пацан, а миленькая маленькая девочка, придающая фильму больше очарования и душевности благодаря своим репликам и сценам.
Картины о Годзилле уже не раз поднимали тему пагубного влияния человека на планету, здесь нет ничего такого уж прямо-таки нового в общей тематике главных мыслей и идей, однако подано это в разы лучше, чем прежде и обыграно очень грамотно. Более того, фильм поднимает и ряд других социальных и моральных посылов.
Кое-где даже с двойным дном, где, например, в теме примирения, союза и дружбы можно рассмотреть Мотру хитрым манипулятором. Так что рассматривать многие элементы тут можно с самых разных сторон.
Зрелищ здесь хватает сполна, даже при том, что активных действий от Годзиллы приходится ждать довольно долго. Остальные два монстра прекрасно справляются и без него. Атомный Ящер служит здесь причиной для прекращения вражды. Злом куда большим и ужасным, даже чем Батра. Тем самым он продолжает нести свой статус и символизм, сохраняя образ настоящего стихийного бедствия.
Битва бабочек между собой тоже вышла отличным воздушным сражением. Батра обзавелась лазерами, Мотра-бабочка вообще помимо пыльцы получила огромнейший арсенал орудий типа лучшей из усиков или энергетических молний из крыльев. Синий и сверкающий атомный луч в Хейсей-эре всегда хорош и данный фильм — не исключение.
К тому же получился очень поучительным и морально-нравственным. Так что ряд наиболее острых и эмоциональных сцен здесь всегда бьёт в цель либо, как минимум, заставляет переживать. Даже армия выставлена не беспомощной, едва не уничтожив Мотру-гусеницу. И тем сильнее желание пустить слезу, когда под конец улетающей кайдзю-бабочке машут даже военные генералы!
«Годзилла и Мотра: Битва за Землю» вышел умнее, эмоциональнее и глубже даже оригинального фильма 1954 года, где вся идея сводилась узконаправленно в сторону ядерной катастрофы. На этот раз фильм пошёл дальше, сочетая несколько проблем, каждую преподнося остро и даже порой многогранно. Один из лучших фильмов на все времена!
10 из 10
Оригинал