Наталья Николаевна Фатеева родилась в довоенном Харькове, накануне Нового года (23 декабря в 1934-м). Свою детскую мечту стать актрисой Наташа, дочь офицера и директрисы ателье мод, сумела приблизить к реальности после школы, когда поступила в Харьковский театральный институт. Несмотря на то, что прямого отношения к искусству никто в ее семье не имел, Наташа была очень музыкальна и обладала несомненными способностями к актерской профессии. Это стало ясно уже на первом курсе вуза – за отличную учебу Фатееву наградили именной стипендией.
Девушку с эффектной внешностью, отличной дикцией и обаянием вскоре пригласили работать диктором харьковского телевидения. Наталья Фатеева стала одной из первых леди в этой профессии. Вероятно, у талантливой студентки нашлись серьезные завистники – из театрального института родного города Наташу отчислили, но она, не отчаиваясь, отправилась поступать во ВГИК.
Земляки Фатеевой утверждают, что если ты пробился в Харькове, пробьешься везде. Так случилось и в судьбе Натальи Николаевны. В 1956 году актриса сыграла свою дебютную роль в кино - Таню Оленину в
фильме «Есть такой парень». Впервые за всю историю института кинематографии студентку зачислили сразу на четвертый курс – в этом Наталье помогло знакомство с
Сергеем Герасимовым, который взял молодую актрису в свою мастерскую. Нет сомнений, что Фатеева этого заслуживала.
В Москве Наталья Николаевна впервые вышла замуж – ее избранником стал начинающий (в ту пору)
режиссер Владимир Басов. У супругов родился сын Владимир.
В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов Фатеева плодотворно работала в театре имени Ермоловой. В спектаклях «Два упрямца»
Назыма Хикмета и «Три товарища»
Э.М. Ремарка ей принадлежали главные роли, а за кулисами – обожание и ревность супруга. Басов был энергичен, почти одержим в своей работе и столь же неуемен в эмоциях. Это было тяжелым бременем для его жены, толкавшим к неизбежному разрыву. Тем временем красавицу Наталью режиссеры буквально забрасывали предложениями – ее яркая внешность и талант «прикрывали» слабые места постановок. Фатеева, стараясь увидеть даже в самом простом сюжете глубину чувств и смысла, соглашалась работать во многих проектах, отказываясь лишь в случае полной примитивности замысла.
Однажды профессиональная судьба преподнесла Наталье Николаевне награду за оптимизм и упорство – роль в
картине «Три плюс два». Это был по-настоящему звездный час актрисы. Картина пользовалась в СССР бешеной популярностью. Наталья Фатеева сдружилась на съемках с партнером по фильму,
Андреем Мироновым. Его влюбленность и забота помогли пережить последствия разрыва с Басовым, но со стороны Натальи Николаевны глубоких чувств к Андрею не было. Впереди была еще одна, пожалуй, самая значимая встреча: та, что кружила головы мужчинам, внезапно сама угодила в омут глубокого чувства.
На вечеринке у подруги Наталья Фатеева познакомилась с космонавтом Борисом Егоровым, Героем Советского Союза. Ради Фатеевой Борис оставил семью, а в 1969 году на свет появилась еще одна Наташа – дочь любящих супругов. Думала ли тогда знаменитая актриса и красавица, что Борис и ее оставит так же, как свою недавнюю супругу? Вряд ли – ведь по популярности и мере обожания Фатеевой не было равных. Или – почти не было…
Мужа Натальи Николаевны обворожила и увела партнерша по фильму «Три плюс два», белокурая
Наталья Кустинская. Еще до этого прозвучал первый звонок к разрыву –
фильм «Песни моря», в котором Фатеева снималась с румынским певцом Даном Спатару, оставил за кадром самое главное: Спатару не зря прослыл опытным донжуаном. Егоров оказался жертвой «доброжелателей», в семейных отношениях возник холод, который позже обернулся страстным романом с Кустинской. Отныне две подруги стали заклятыми «врагинями», а отважный космонавт женился на сопернице Фатеевой, чтобы прожить с ней целых двадцать лет…
Личная драма не сказалась на работе Натальи Николаевны – она по-прежнему была востребована, ценилась не только эффектная внешность, но и глубина дарования, а его Фатеевой было не занимать. В семидесятых и восьмидесятых годах она сыграла в фильмах
«Джентльмены удачи», «Летние сны», «Розыгрыш» и
«Место встречи изменить нельзя», создав образы совершенно разных, контрастных по своей сути героинь. Объединяло созданные Фатеевой образы одно: необходимость выбора между чувством и долгом. Выбора, который каждая совершала на свой лад.
Девяностые годы выплеснули со дна на поверхность совсем иные образы – проституток, сообщников мафии, наркоманов, и в этом кинематографе Наталье Фатеевой не было места: она отвергала подобное «искусство» с ужасом и отвращением. Та, в чьем «арсенале» была способность создавать разноплановые образы - учительниц и экономисток, инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь, ждала лучших времен, и они настали с новым веком. Среди картин с участием Натальи Николаевны - комедия Владимира Грамматикова
«Осенние соблазны», семейная драма Марины Крымовой
«Никто не хотел уезжать», историческая драма Рубена Мурадяна
«Дорога на край жизни» и другие. Наталья Фатеева приняла участие в съемках исторического сериала Светланы Дружининой
«Тайны дворцовых переворотов», сыграв роль жены Меньшикова. А в 2007 году исполнила роль матери знаменитого конструктора Сергея Королева в замечательной драме «Королев. Главный конструктор».
Наталья Николаевна Фатеева – народная артистка РСФСР (1984), кавалер ордена Почета (2000)./